О пользе переработки строительного мусора

В последнее время темпы общего строительства очень быстро увеличивались, следовательно, уменьшалось количество свободных незастроенных площадей. Особенно этот вопрос был актуальным для крупных городов. Да и в небольших городах найти площадки в центральных частях города не так-то просто. В связи с этим многие ветхие или старые здания подлежат сносу, с целью освобождения необходимого количество площадей под строительство новых домов и объектов. Естественно остро возникает необходимость решать наболевшие вопросы утилизации строительных отходов, полученных в ходе демонтажа зданий и сооружений.


В недавнем прошлом строительные объекты, которые необходимо было снести, уничтожали таким образом - их взрывали, а затем эта взорванная масса вывозилась (демонтаж зданий). В результате появлялись огромные завалы бетона, металла, стекла, которые разобрать было очень не просто. Для этих целей использовались самосвалы, перевозившие огромные «горы» мусора для дальнейшей утилизации в отведенных для этого местах.


К слову сказать, при сносе разнообразных строений этим методом пользуются и до сих пор. Но с каждым годом свободного места для захоронения строительных отходов становится всё меньше и меньше, и вывоз мусора превращается в огромную проблему.


На сегодняшний день городские свалки заполнены на 90%, вывозить строительный мусор становится дорого, да и по большому счёту некуда. С экономической точки зрения это так же не является рациональным действием, так как его можно перерабатывать, экономя огромные средства в государственном бюджете и в казне многих городов, а так же избежать загрязнения окружающей среды. Переработка строительных отходов будет в ближайшем будущем неотъемлемым требованием при осуществлении демонтажа любых строительных конструкций.


Именно с помощью переработки строительного мусора вторую «жизнь» обретают многие материалы - это и древесина, и корни выкорчёванных деревьев, и железобетонный лом, и пластик, и стекло, и старые шины, также кирпичный бой и многие другие материалы.


Ответ, целесообразно ли перерабатывать отходы, лежит на поверхности и он очевиден. Экономия при этом процессе достигается тем, что эти отработанные материалы нет надобности перевозить с места демонтажа, то есть нести затраты на погрузку, транспортировку и разгрузку. Также можно не беспокоиться о том, что необходимо платить за место на полигоне под захоронение строительных отходов. Обычно покупатели битого кирпича, вторичного щебня и других строительных отходов сами приезжают к месту демонтажа сооружений на своем транспорте и вывозят всё, что им нужно для стройки.


Необходимо также учесть, что там, где производится демонтаж зданий, почти всегда предполагается строительство новых, где будет потребность в этих строительных материалах. Вторичное использование строительных отходов, находящихся на том же месте, что и изначально, даёт экономию в вопросах, как покупки, так и перевозки необходимых для строительства материалов. Стройматериалы уже находятся на площадке будущего строительства, поэтому их нет надобности перевозить или доставлять из другого места - все итак на месте.


Ежегодно в современном мире количество строительных отходов увеличивается на 2,5 миллиарда тонн. Это очень пагубно влияет на экологию всей Земли - к такому выводу пришли специалисты из Европейской Ассоциации, в которую входят компании по сносу зданий, именно они занимались подсчетом общего количества строительного мусора. Рециклинг позволяет утилизировать строительные отходы, не принося вреда окружающей среде.


Во всём мире переработка строительных отходов является весьма прибыльной отраслью. Объемы строительных отходов с каждым годом увеличиваются, и, как полагают участники этого перспективного рынка, главной проблемой становится не столько транспортировка, сколько вторичное использование, утилизация и, что немаловажно, экологичное захоронение строительных отходов.


В Европейских странах и в Америке проблема утилизации отходов уже давно решается на государственном уровне: в некоторых их этих страна вообще запрещены строительные свалки, а в Америке и Канаде они ещё существуют, но стоимость вывоза туда таких отходов значительно превышает стоимость их переработки. В большинстве государств уже сейчас доля переработки строительных отходов составляет в среднем около 50% от общего объема производства стройматериалов. За счет совершенствования технологий и законодательства смогли достигнуть очень высокого уровня переработки строительных отходов такие страны, как Дания, Голландия, Швеция, где в настоящее время перерабатывают более 90% отходов.


В России, к примеру, ежегодно образуется 15-17 млн. т. строительных отходов, 60% которых составляют кирпичные и железобетонные отходы. Темпы роста объемов строительных отходов составляют 25% в год.


Применение строительных отходов


Вторичное сырье не является полноценным строительным материалом, оно обладает низкой стоимостью и ограниченной областью применения. Тем не менее, старый асфальт, стекло, кирпич, пластик, автомобильные шины, железобетон после переработки различными методами обретают новую жизнь.


После демонтажа сооружений, на площадке остается преимущественно железобетон, который сортируется с помощью специальной техники. Слишком большие куски измельчаются на более мелкие с помощью гидромолота или гидроножниц. В дальнейшем, как правило, он перерабатывается прямо на месте с использованием дробильной установки.

Использование переработанных строительных отходов разнообразно.

Бетон, переработанный в щебень, служит для засыпки болот и котлованов, а также для создания временных дорог. Щебень используют на стройках, при засыпке котлованов, которые остаются после снесенного здания. Асфальт повторно применяют в строительстве дорог, но сначала его термически обрабатывают при очень высокой температуре. Арматура так же повторно используется в строительстве, помимо этого её используют ещё во многих случаях.


Но несмотря на все преимущества рециклинга, многие организации и строительные фирмы в нашей стране по-прежнему работают по старинке, не задумываясь о будущем, здоровье людей и экологии, и считая, что вывоз строительных отходов и их захоронение является менее дорогим и менее хлопотным занятием, чем их переработка. Возможно, только экономическая подоплека, вызванная здоровой конкуренцией, сможет подтолкнуть строительную отрасль к приобретению линий по вторичной переработке строительных отходов.


Ломать, как и строить, нелегко...


Во всем мире рынок демонтажа ветхих зданий, расчистки территорий под новое строительство и переработки строительных отходов не только прошел этап признания его права на существование как профессионального вида деятельности, но и доказал свою рентабельность. На территории СНГ о быстром сносе отслуживших зданий и вторичной переработке мусора начали задумываться только в последнее время. Рычагом к действию оказался скачок цен на землю в крупных городах.


Первыми на постсоветском пространстве, кто ощутил необходимость незамедлительного решения вопросов - как быстро и безопасно разрушить ветхие постройки и куда девать строительный мусор, который скапливается в больших объемах, - были москвичи. После принятия в середине 90-х годов прошлого века руководством города "Программы сноса ветхого и пятиэтажного жилья первого поколения", в российской столице стало ежегодно образовываться по 1 млн. т строительных отходов. Сегодня десятая часть этих отходов поступает во вторичную переработку (как правило, это железобетонные конструкции, которые перерабатываются на дробильно-сортировочных комплексах). Таким образом, начал развиваться и рынок оборудования, необходимого для сноса и переработки строительного мусора.


А как у них, "за бугром"?


В Западной Европе решать проблемы со строительными отходами начали сразу же после Второй мировой войны. Тогда на месте старых зданий целесообразнее было возводить небоскребы, экономя дорогую землю мегаполисов. Естественно, возникло сразу два важных вопроса: как быстро и безопасно разрушить старые постройки и куда девать строительный мусор, который образовывался в огромных объемах?


Бережливые европейцы нашли выход из ситуации - в помощь "разрушителям" зданий было создано специальное оборудование для демонтажа и переработки строительных отходов в качестве вторичного сырья.


Сегодня практически во всех европейских странах демонтаж и переработка строительного мусора - очень выгодный бизнес.


Более тридцати лет в Европе действует Ассоциация по сносу зданий (European Demolition Association), которая объединяет фирмы из 17 стран мира. Основные задачи ассоциации - обмен опытом в области сноса строений, переработки строительного мусора и донесение проблем и возможностей технологии переработки до правительства и общественности.


Срок службы сооружений из бетона, равно как и из других материалов ограничен, и ежегодные расходы на их ремонт и восстановление превышают половину стоимости нового строительства. В среднем по странам ЕС ежегодные отходы при строительстве, реконструкции и сносе отслуживших спой срок зданий также составляют около 1 т на каждого жителя. Утилизация отходов строительства может осуществляться в двух направлениях: это повторное использование отдельных частей здания (фундаменты, стены) или его отдельных конструкций (балки, плиты, колонны) по прямому назначению в новом строительстве или переработка этих отходов (рециклирование) для их использования в качестве вторичных (рециклированных) сырьевых материалов. Те отходы, которые не могут быть по разным причинам переработаны, идут в отвалы.


В европейских странах считают, что для полноценного развития технологических процессов необходимо мощное законодательство, при котором образование несанкционированных свалок жестко преследуется по закону, то есть вывоз отходов на полигоны или экономически невыгоден, или вообще запрещен. Поэтому переработка мусора становится не только экологически целесообразной, но и экономически эффективной. Например, в Великобритании с целью сохранения природных ресурсов и стимулирования рециклирования введен налог на применение каждой тонны природного заполнителя ("первичного сырья") в размере 1,6 фунта стерлингов. В Нидерландах уже около 10 лет действует закон, запрещающий свозить на полигоны строительные отходы, которые можно переработать. Многие другие страны при приеме отходов на полигоны требуют официальных доказательств того, что свозимые к ним отходы переработать невозможно.


В ряде стран свалки строительных отходов запрещены вовсе, а в Америке и Канаде вывоз и складирование строительного мусора на пригородных свалках стоит довольно дорого, поэтому отходы дешевле перерабатывать, чем вывозить.


В зависимости от страны, вида лома и месторасположения свалки вывоз 1 т строительного мусора обходится от 4 до 150 евро. Поэтому многим застройщикам выгоднее тратить средства, время и усилия на переработку и утилизацию строительных отходов, чем вывозить их на свалку.


Таким образом, в большинстве стран Европы уровень переработки строительных отходов превышает в среднем 90%. Так, в Нидерландах в повторное использование идет около 90% строительных отходов, в Бельгии - 87%, в Дании - 81%, в Великобритании -45%, в Финляндии - 43%, в Австрии - 41%.


В целом же по странам ЕС средний уровень переработки строительных отходов по данным за последние годы составляет 28%, причем доля вторичного строительного сырья там быстро растет.


В будущее с оптимизмом


Операторы рынка уверены: проблема переработки строительного мусора - задача государственного уровня. В Европе перерабатывается до 90% отходов, а строительный мусор выброшенный в лесопосадках - явление практически нереальное, в отличие от нашей страны. В развитых цивилизованных странах каждая организация, которая занимается сносом, отчитывается по пунктам: что и куда она свезла и что сделала с продуктом переработки. Это уже на уровне менталитета, а у нас - только инициатива отдельных предприятий. Тем не менее, переработка отходов становится требованием времени. И те компании, которые первыми оценят перспективы данного бизнеса, смогут со временем получать неплохие дивиденды...


Возврат к списку