Материалы для строительства дорог

Материалы для строительства дорог

Среди существующих материалов для строительства дорог основными являются каменные, минеральные вяжущие и органические материалы. Помимо этого, дорожное строительство предполагает использование шлаков, золы и местных грунтов, которые улучшались добавками вяжущих материалов. Необходимо помнить о том, что стоимость материалов для строительства дорог составляет порядка 70 % от общих затрат на всё строительство. Тем самым, городские дорожно-строительные организации постоянно решают задачу по снижению стоимости материалов. Данная проблема, являющаяся одной из важнейших, может быть решена с помощью применения дешевых местных материалов, различных отходов (металлургической, химической, теплоэнергетической) промышленности, а также достаточно часто применяют стабилизированные конструкции из местных грунтов, которые предварительно укрепляются цементом или битумом.

Материалы для строительства дорог различаются по механическим, физическим и химическим свойства, именно от этого зависит пригодность того или другого материала для строительства. Свойства материалов, которые идут на строительство дорог и их ремонт, определяют прочность, а значит, и долговечность дорожной одежды. Определяющими являются физические свойства материалов, которые формируются согласно следующим показателям: плотность, средняя плотность, водопоглощение, пористость и морозостойкость.


Плотность является массой единицы объема материала в абсолютно плотном состоянии, мера измерения - кг/м . Средняя плотность представляет собой массу единицы объема, но уже высушенного материала и в естественном состоянии, то есть с порами. Чтобы найти величину средней плотности необходимо массу сухого вещества разделить на его объем. Необходимо помнить, что средняя плотность строительных материалов в любом случае будет меньше плотности, поскольку, если взять один и тот же материал в природном состоянии (то есть с порами), то занимаемый им объем будет больше, нежели материал без пор.


Пористость представляет собой процент заполнения материала порами. Именно пористость определяет прочность, морозостойкость и водопоглощение материалов для строительства дорог. Если пористость высокая, тогда его водопоглощение будет больше, а прочность и морозостойкость ниже. В дорожных конструкциях и земельных работах  используют дорожные материалы, обладающей небольшой пористостью. Водопоглощение показывает меру насыщения материала водой. Значение данного параметра можно определить с помощью разности массой образца в водонасыщенном состоянии и сухом, выражается оно в процентах от массы материала в сухом виде.


Морозостойкость является способностью материала не подвергаться влиянию многократного замораживания и оттаивания в водонасыщенном состоянии, и при этом без ухудшения прочности. Данный показатель в дорожном строительстве считается одним из главных вместе с прочностью, поскольку в осенний период материалы для дорожного строительства насыщаются водой, а зимой и весной находятся под попеременным замораживанием и оттаивание. Определяется по числу выдерживаемых циклов образца.


Возврат к списку